Задержка речевого развития
Многие родители стараются не обращать внимания и просто отказываются верить в то, что у их ребёнка может быть задержка речевого развития. Однако время идёт, и с каждым днём становится более очевидно, что это проблема, а не индивидуальная особенность и не темперамент. И тогда родители начинают бить тревогу и обзванивать знакомых и друзей по телефону, на котором, к счастью, безлимитный тариф МТС, в попытке разузнать, как же они могут помочь своему любимому ребёнку, которому врачи поставили этот диагноз.
Среди причин задержки речевого развития можно выделить, в первую очередь, невостребованность речи. Это бывает тогда, когда у ребёнка не возникает необходимости выражать свои эмоции и требования словами, ведь с ним никто не разговаривает, а близкие люди просто угадывают его желания.
Также случается и так, что у ребёнка в замедленном темпе созревают нервные клетки, отвечающие за речь. Задержку речевого развития могут вызывать также заболевания или поражения головного мозга, такие, как гипоксия, инфекции, которые ребёнок перенёс внутриутробно, во время родов или в первый год жизни, черепно-мозговые травмы. Иногда даже ранний перевод малыша на искусственное питание ведёт впоследствии к недоразвитости речи.
Стоит также проверить, нет ли у вашего малыша проблем со слухом, потому что речь формируется на основе того, что ребёнок слышит. Если есть нарушение слуха, то это неизменно ведёт к проблемам с речью.
Более того, зачастую задержка речевого развития возникает у детей, родители которых страдают психическим расстройством, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. Как правило, дети с задержкой речевого развития часто появляются на свет от поздней беременности или от повторных беременностей. Дети с недоразвитостью речи бывают также в двуязычных или неполных семьях.
Задержка речевого развития может быть связана и с психомоторной или психической задержкой развития. Такие дети позже своих сверстников начинают держать голову, сидеть и ходить. На это обязательно нужно обращать внимание в первый год жизни малыша.
Первое, что родители должны знать, ребёнка, речь которого недостаточно развита для его возраста, нужно комплексно обследовать. Нужно показать малыша детскому невропатологу, психоневрологу, психологу, логопеду, отоларингологу, дефектологу. Однако необходимо не только уповать на помощь специалистов, но и самим активно заниматься малышом.
Должное внимание нужно уделить работе пальчиков. Дело в том, что отделы головного мозга, отвечающие за тонкую ручную и артикуляционную моторику, расположены рядом и тесно взаимосвязаны. Поэтому развитие тонкой ручной моторики стимулирует и развитие речи. К слову сказать, задержкой речевого развития страдают больше левши, ведь у них лучше развито правое полушарие, а не левое, в котором, как известно, располагаются двигательные и речевые центры.
Приобретите для своего ребёнка мозаику, пазлы, кубики, а также всевозможные конструкторы. Эти игрушки способствуют развитию общей и мелкой моторики. Однако помните, что все они содержат мелкие детали, поэтому играть в них ваша кроха должна только под присмотром.
Показывайте малышу, как нужно завязывать шнурки, застёгивать пуговицы. Пусть он сам потом попробует зашнуроваться и застегнуться. Приобретите детский телефон с маленькими кнопками, пусть малыш якобы наберёт вас на мобильный номер МТС, сымитируйте разговор с ним. Хороши также для ребёнка подвижные игры на свежем воздухе, которые направлены на умение ориентироваться в пространстве, ловко двигаться, изменять темп и ритмичность движений.
Детки с задержкой речевого развития обычно плохо лепят и рисуют. Подберите для своего малыша привлекательные интересные материалы и занимайтесь с ним играючи. Если вашему малышу 4 года, можно записать его в художественный кружок, где его научат лепить и рисовать.
Полезно также развивать его слуховое внимание. Научите малыша слушать, интересуйтесь, что прозвучало. Дети с задержкой речевого развития зачастую рассеяны, им сложно сосредоточиться, они часто отвлекаются, у них слабо развито внимание.
С помощью лото вы можете развивать у крохи зрительное внимание. Пусть находит парные картинки. Также хорошо было бы выложить несколько картинок, рассказать малышу, что на них изображено, потом попросить закрыть глазки и поменять картинки местами. Задачей малыша будет поставить картинки на свои места. Не пугайтесь, если на первом занятии ребёнок, словно, не будет вас слышать. Повторяйте, объясняйте ему, что вы от него хотите. Вы удивитесь, когда увидите, что все ваши слова не прошли мимо его ушек. Будьте терпеливы, и ваше терпение обязательно будет вознаграждено.
Помните о том, что занятия должны проходить только в игровой форме. К тому же, они не должны быть излишне продолжительными, потому что это сильно утомит ваше чадо.
Учите своего ребёнка дифференцировать созвучные слова, как например «бочка – почка». Просите его называть слова на заданную букву. Знайте, что детям с диагнозом задержка речевого развития сложнее всего даётся слоговая структура. Поэтому отдельное внимание надо обращать на пропуск или перестановку слогов, как, например, в паре слов «гора – рога».
Также развивайте у ребёнка чувство ритма. Просите его запомнить и воспроизвести заданное количество хлопков.
Каждый родитель должен знать, что для ребёнка он является образцом. Ребёнок изначально учится у родственников, как вести себя, как разговаривать. Поэтому от того, с какими интонациями, в каком тоне разговаривают близкие люди, зависит и то, как будет говорить малыш. Вам следует поработать и над своей речью с тем, чтобы избавиться от речевых ошибок, ведь ребёнок может перенять и их тоже. Относитесь к детям серьёзно, потому что они, на самом деле, понимают больше, чем могут сказать. Не говорите детскими словами с ребёнком, который не находится уже в младенческом возрасте. Говорите спокойно, чётко, не растягивайте слова и не замедляйте речь. К тому же не ограничивайте возможность малыша видеть, слышать, пробовать на вкус, трогать и ощущать окружающий мир. Поощряйте игры и общение с другими ребятами.
Непременно поддерживайте в ребёнке желание задавать вопросы. Ни в коем случае не отмахивайтесь от малыша, слушайте его внимательно, поддерживайте с ним разговор, не перебивайте и не подгоняйте его. Будьте щедрыми на похвалу, объятия, поцелуи.
Каждый день уделяйте время книге. Выбор книг в наши дни невероятно велик, поэтому вы сможете выбрать те, которые придутся по вкусу и вам, и малышу.
Помните, что важно не количество времени, которое вы проводите со своим чадом, а его качество. Обеспечивайте ребёнку новые впечатления, однако не переусердствуете.
Принимайте во внимание также тот факт, что если ваш ребёнок не начал говорить до 3 лет, это ещё не говорит о том, что у него непременно задержка речевого развития, но, все же, показать специалистам его нужно непременно. К тому же, родителям и в этом случае надо уделять повышенное внимание занятиям с малышом.
Обязательно учтите, что чем раньше вы начнёте работать над речью своего малыша, тем быстрее вам удастся преодолеть задержку речевого развития. Лучше всего отдайте ребёнка в логопедический сад. Если по каким-либо причинам это невозможно, нужно водить ребёнка в детскую поликлинику на занятия с логопедом. Приложите максимум усилий, и ваш малыш обязательно порадует вас хорошими результатами!