Режим дня в жизни школьника
Всем прекрасно известно, что рационально построенный режим дня способствует укреплению здоровья, создает бодрое, жизнерадостное настроение и повышает работоспособность.
Для детей, и в особенности для школьников, режим дня еще более важен, чем для взрослых. От выполняемого в течение длительного времени правильного режима дня зависит не только успеваемость ребенка в школе, но и сохранение достаточной работоспособности и предупреждение утомляемости. Привычка неуклонно следовать предписаниям режима воспитывает у детей такие ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность.
Еще Павлов в своем учении об условных рефлексах доказал влияние режима дня на организм человека. «Головной мозг за день получает раздражения, утомляется, затем восстанавливается», писал И. П. Павлов. Режим уравновешивает организм с внешней средой.
Правильное чередование в режиме дня периодов труда и отдыха способствует сохранению у человека наибольшей работоспособности.
Известно, что систематическое нарушение режима дня и перегрузка школьников учебными занятиями ведут к снижению работоспособности. Наиболее типичными нарушениями режима являются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе слишком большие и нерациональные затраты времени на подготовку домашнего задания и т. д. Поэтому очень важно четко спланировать время, необходимое на обучение, питание, отдых, игры на воздухе и т.д. Только рациональное чередование этих компонентов сможет положительно влиять на умственное и физическое развитие детей, их работоспособность, успеваемость, состояние здоровья.
Кроме того, необходимо помнить, что следование режиму дня должно выполняться на регулярной основе. Недопустимо ослабление режима, например, в весенние каникулы. Ведь зачастую родители разрешают своим детям «отдохнуть» во время каникул – поспать подольше, полежать перед телевизором, целыми днями не выходить на улицу и т.д.
При планировании режима дня школьника необходимо учитывать следующие требования:
соответствие режима возрастным особенностям ребенка;
обеспечение чередования моментов активности и отдыха;
рациональное распределение времени на обучение, питание, отдых, подготовку уроков и внешкольные мероприятия и т. д.;
максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Четкое выполнение режима дня, основанного на вышеперечисленных принципах, не только эффективно влияет на повышение работоспособности и успеваемости школьников, но и способствует их оздоровлению.