Проблемы в общении с детьми
Проблемы общения являются у педагогов чаще всего в «острых» случаях, когда ученик и учитель или оба недовольны или раздражены, как, например, после нескольких замечаний, сделанных ученику за нарушение дисциплины. В таких ситуациях следует придерживаться правил:
- необходимо удачно выбрать время для разговора. Разговор «по горячим следам» обречен на неудачу, так как раздраженность - плохой союзник. Учителю нужно набраться терпения и найти время для разговора (острота пройдет, воспитанник успокоится). Кроме того, за это время он сам поймет ошибочность собственного поведения;
- избрать удачное место для разговора. Разговор с учеником на глазах у группы (класса) вызывает у него желание продемонстрировать смелость и независимость. Неудачной для искреннего разговора является присутствие других учителей, которые начинают высказывать собственные комментарии и претензии к ребенку. Оптимальным вариантом для таких разговоров есть прогулки, туристические походы, где забывается будничность, ослабляется ежедневная обеспокоенность и нервозность.
Тяжелейшие относительно их устранения проявления предубежденности и вражды. Эти чувства мешают и ребенку, и родителю быть радушными и ласковыми, без чего очень тяжело улучшить отношения. Исправление их является наитяжелейшим испытанием профессионализма родителя, поскольку он должен стать выше чувств оскорбления, неприязни и показать ребенку культуру, благородство в отношениях. Переломным моментом при этом может стать разговор с ребенком, в котором, например, отец откровенно признает свои ошибки или предубежденность к нему, извиняется, предлагает забыть обиды. Дальше нужно укрепить новые отношения усилением сотрудничества и дружеского общения.