Особенности логопедических занятий для детей школьного возраста
Чем раньше школьник начнет заниматься с логопедом, тем быстрее будут исправлены существующие патологии его речи или неправильно закрепившиеся речевые навыки. Кроме того логопед-дефектолог не просто формирует правильное произношение у ребенка, но и помогает ему стать полноценным членом социума, устраняя трудности в общении. При этом важно понимать, что без специальных знаний нет возможности понять сущность нарушения и тяжесть его последствий, следовательно, выработать эффективную тактику борьбы, поэтому самостоятельные попытки родителей заниматься с ребенком чаще венчаются неудачей.
В настоящее время логопедические занятия строятся на использовании нескольких основных методик. Наибольшее распространение получили такие средства, как анализ слов и речемыслительные тренажеры. В первом случае логопед стремится сформировать правильное звучание слова с помощью его комплексного анализа, то есть изучения подробной буквенной и звуковой структуры. Во втором — учит узнавать слово «на автомате», по фрагментам, что способствует формированию грамотной речи.
Как правило, занятия с логопедом проводятся в групповой форме с количеством учащихся от 4 до 6 человек. Это наиболее приемлемый вариант обучения, который имеет сразу несколько весомых преимуществ:
- логопед-дефектолог собирает группы детей со схожими дефектами речи, ориентируясь на их возраст, поэтому школьники чувствуют себя максимально естественно и свободно;
- в небольшом коллективе прекрасно видны все трудности коррекционного процесса и особенности речевых патологий у отдельных детей;
- у школьников возникает «чувство локтя» - они понимают, что их проблемы решаемы и стараются всеми силами помогать друг другу, значительно повышая эффективность занятий и пробуждая веру в собственные силы;
- любой ребенок получает шанс высказаться по интересующим его вопросам и будет услышан, что невозможно в большой группе учащихся;
- создается подходящий эмоциональный фон, способствующий наиболее быстрому формированию необходимых навыков и умений. Иными словами, логопедические занятия настраивают на успех, заставляют понять, что с речевыми патологиями можно и нужно бороться.
Похожие преимущества есть и при индивидуальной работе логопеда с ребенком. В этом случае речь идет также об исключительном подходе, опирающемся на особенности конкретного ребенка, а также об отсутствии «неправильных» примеров для подражания.
Главная заслуга опытного логопеда заключается в его умении создавать правильные условия для обучения, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, понимает, что дефекты речи вредят его движению вперед и от них нужно избавляться как можно быстрее. На занятиях он учится не только справляться с какими-либо нарушениями, но и анализировать ситуацию, планировать свою деятельность на несколько дней вперед, выделять главные задачи из числа второстепенных и находить самые оптимальные пути их решения. Таким образом, логопедические занятия имеют отличный развивающий и воспитывающий эффект, который особо заметен после прохождения всех запланированных этапов обучения.
Первые результаты проявляются у всех по-разному. Это сугубо индивидуальное явление. Поэтому родители должны понимать, что занятия с логопедом – это не панацея от всех бед и не чудо, а кропотливый, достаточно трудоемкий процесс, успех которого зависит как от профессионализма врача, так и от личностных качеств самого ребенка, его желания справиться с существующими трудностями.