Адаптация к детскому саду и школе
Одной из наибольших проблем первоклассника является адаптация к школе, период приспособления к условиям и требованиям новой среды. Результатом адаптации является приспособленность как личностное качество, которое выступает показателем способности ребенка ориентироваться и влиять на окружающую среду. Вступление в школу изменяет весь образ жизни ребенка. Это связано с новым и важным видом деятельности - обучением, с новым типом отношений с одноклассниками и взрослыми. Период вхождения ребенка в школьную жизнь, социально-психологическая адаптация к новым условиям, у каждого первоклассника проходит по-разному. Ведь важно, чтобы ребенка в этот период поддерживали как педагоги, так и родители. Первые пять-семь дней школьной жизни дети знакомятся с одноклассниками, с новым режимом дня. Вследствие реакции на непривычную обстановку у первоклассников может возникнуть психическое напряжение. Некоторые ученики болезненно реагируют на изменения условий жизни: у них пропадает сон, аппетит, снижается сопротивление организма болезням. Все это обозначается на трудоспособности, ребенок теряет интерес к школе, обучению. Через полтора-два месяца физическое и психическое самочувствие ребенка стабилизируется, но при условии учета взрослыми психического состояния и возрастных особенностей детей. Как известно, уровень развития первоклассников очень разный. А успех в адаптации ребенка к новой среде зависит от его готовности к школе, состояния здоровья, возраста, из которого он начал учиться, режима дня.
Одним из главных „двигателей” развития ребенка является потребность ориентироваться в окружающей среде, понимать ее. Чтобы ребенок мог доверять ей, мир должен быть стабильным и предвиденным. Но в определенный момент в этот, такой понятный, обычный мир, вмешиваются новые элементы, все изменяется и нужно время, чтобы все снова стало обычным. Примеры таких „вмешательств” - переезд, изменения в составе семьи и, конечно, приход в детский сад. По мнению ученых, последнее событие - это, безусловно, стресс, к которому детский организм должен адаптироваться.
Начало адаптации - это мобилизация энергии. Вокруг столько всего нового, непривычного, и добытые привычки не становятся полезными, и ожидания не исполняются. В этот период у ребенка возрастает эмоциональность, у него плохой аппетит, он не спит, ночью снова может проснуться мокрым. Потом ребенок усваивает новые знания. У ребенка появляются новые привычки, нормализуется аппетит, снижается возбудимость, но сон восстанавливается медленнее. Завершение адаптационного стресса характеризуется или истощением и болезнью, или - что бывает чаще - ребенок приходит в норму, но уже на новом уровне.