Какой метод обучения чтению выбрать?
Довольно часто родители начинают заниматься со своими детьми, когда хотят научить ребенка читать. Для многих умение читать считается одним из важнейших составляющих раннего развития ребенка. Родители могут поставить перед собой конкретную цель, достичь которой желательно в самые короткие сроки.
Обучение чтению – ответственное занятие, причем оно должно сочетаться с другими развивающими мероприятиями. Но родители об этом, к сожалению, нередко забывают.
Идеальным решением для каждого родителя было бы забыть о том, чего требует от вашего ребенка «общество» (ваши родители, подруги, знакомые и т.д.), и понять, что нужно вашему ребенку и на что он способен в данный момент. Не ставьте сроков в освоении чтения. И если вдруг вы видите, что малыша не интересует грамота, не настаивайте, а просто отложите свои желания и займите ребенка чем-нибудь другим.
Если вы хотите развить мышление ребенка, его речь, обогатить словарный запас, повлиять на развитие логики, тогда действуйте! Но какие материалы можно использовать, а от каких стоит сразу отказаться?
Нежелательно для обучения чтению использовать азбуки с картинками. Для малышей, которые не знакомы с грамотой, они совершенно бесполезны и даже вредны: запоминая конкретное слово, которое начинается с определенной буквы, ребенок в дальнейшем не сможет читать – в уме будут всплывать не буквы, а слова-понятия.
Буквари также стоит обходить стороной: изучать звуки и производить буквенный анализ слова вряд ли понравится любому нормальному ребенку. Поверьте, этого ему с головой хватит в школе или в саду. Игрушки по сказкам в вашем ребенке вызовут намного больше симпатии и интереса, чем скучные буквари со схемами.
Сегодня немало интересных развивающих методов по обучению чтению детей. Среди них и методика Глена Домана, и рекомендации Николая Буракова, и «Складушки» Воскобовича, и многое другое.
Что же выбрать среди этого многообразия? О методике Домана слышал каждый, но однозначно сказать, что методика работает, нельзя. Многих утомляет ежедневный труд (изготавливать материалы нужно самостоятельно). А также в этой методике нет ответов на ряд вопросов методического характера.
Интересен складовой метод обучения грамоте. То есть в слове выделяется склад (согласная с гласной, отдельно согласная, отдельно гласная). Вспомните, как начинал говорить ваш малыш. Он произносил свои первые склады: ма-ма, па-па и т.д. И по складам ребенка легко научить читать. На этих принципах основана знаменитая методика Н.А. Зайцева и его кубики, которые являются не просто обучающим материалом, но и интереснейшей игрой.