Пол ребенка закладывается в момент оплодотворения. Если яйцеклетку оплодотворяет сперматозоид, несущий половую хромосому X (икс) — рождается девочка, если Y (игрек) - мальчик. Половые хромосомы ответственны за формирование половых органов и специфику выделений половых гормонов. На 4-ом-7-ом месяце беременности под воздействием половых гормонов формируется различие в деятельности мозга, закладывается основа для форм поведения, соответствующая полу будущего ребенка. Таким образом, признак пола ребенка к моменту рождения уже представлен довольно сложной системой.
После рождения половые структуры продолжают развиваться, определяя различия не только анатомические и физиологические, но и психические - реакции на внешние раздражители. При столкновениях с условиями внешней среды мужской пол более уязвим, чем женский. Выкидыши «мальчиком» на ранних сроках беременности происходят чаще, мальчики также чаще болеют и погибают в младенчестве. Это является одним из подтверждений представлений ученых о том, что женское начало обеспечивает неизменность потомства от поколения к поколению, т.е. консервативно, а мужской пол формирует новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству. Мальчики более агрессивны, а девочки более эмпатичны, т.е. умеют понять и посочувствовать другому, как бы вжиться в него. Эти свойства необходимы женщинам при уходе за младенцем.
Мужчины более рациональны и логичны, у них более сильны математические способности. Женщины воспринимают мир целостно и многое понимают интуитивно, без словесного объяснения ситуаций, например, что такое горячий маникюр . Эти различия подтверждаются при изучении работы полушарий мозга у мальчиков и девочек. У мальчиков более активны центры, отвечающие за зрительно-пространственное восприятие мира, а у девочек более активен центр речи и интерпретации звука — ведь мамам необходимо понимать по лепету и плачу малыша его желания. У мальчика наблюдается выраженная асимметрия работы левого и правого полушария, а у девочек оба полушария взаимодействуют симметрично, обеспечивая целостность восприятия и переживания.
Каждый пол выполняет свою задачу в обеспечении жизни, поэтому свойства одного пола дополняются или нейтрализуются свойствами другого. Мальчики сильны, энергичны, грубы и агрессивны, а девочки слабы, пассивны, нежны и миролюбивы. Поэтому при воспитании не надо активно подавлять или выпячивать эти свойства, а только направлять их в социально приемлемое русло.