Игрушки с историей
В старину детские игрушки на Руси назывались «потешки». Чаще всего они выполнялись из двух самых распространенных в то время материалов: глины и дерева. Первые игрушки из дерева делали еще восточные славяне еще в IХ веке. Это демонстрируют археологические находки на территории древнего Новгорода. Крупнейший в средние века «меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен» - Новгородская ярмарка, показал, что многие иностранные купцы высказывали большую заинтересованность русскими игрушками.
Что интересно, первое письменное упоминание о деревянной игрушке датируется лишь ХVII веком. Эта запись рассказывает, что к «цареву двору» покупали деревянные игрушки в Троице-Сергиевском монастыре, в те времена являвшимся местом богомолья русских царей. Там для царских детей покупали деревянных лошадок, птичек и другие изделия, на которые хватало фантазии русским мастерам. Спустя столетие, подробные записи дворцовых расходов сообщают, что детям Петра I куплено в Москве разных игрушек, в том числе кони, олени, коровы, бараны, лебеди, утки, петухи и даже город с солдатами. Интересный факт: раньше игрушки для крестьянских и царских детей изготавливались в одних и тех же мастерских.
В северных российских деревнях до XIX века сохранялся древний русский образ жизни и ранние традиции деревообработки. Именно здесь сохранился самый древний вид игрушки – «панки», находящийся в обиходе в северных губерниях до начала XX века. Панки - это игрушки, вырезанные из цельного деревянного материала и изображающие фигурки зверей, людей, птиц и многое другое. Происхождение слова «панк» идет от слова «панг», что означает «ствол», «корень». Главным отличием данных игрушек было цельность деревянного материала. Их прототип угадывается очень легко, это деревянные фигурки древних идолов, широко распространенных в дохристианские времена.
Игрушки-панки очень нравятся детям младшего возраста. Цельность, простая обработка, типологичность в передаче образа развивают фантазию ребенка, дают возможность трансформации игрушки, позволяют выражать любой образ-характер. Именно этот принцип лежит в основе подбора игрушек в таком направлении коррекционно-развивающей педагогики, как вальдорская методика.