Сон - расстройство сна у ребенка

Расстройство сна - частое проявление нервности ребенка. Сон, согласно учению И. П. Павлова, имеет "спасительное", охранительное значение для мозга. Благодаря сну утомленная нервная система восстанавливается. Здоровый ребенок сохраняет во сне спокойное выражение лица, мышцы его тела расслаблены, он дышит глубоко и ровно, лицо розовеет. Новорожденный ребенок спит почти круглые сутки; к концу 2-го месяца у него устанавливается регулярная смена сна и бодрствования. Ребенок к этому времени больше спит ночью, а днем дольше бодрствует. В течение первого года жизни ребенок спит днем 3 раза по 2 часа, в начале 2-го года - 2 раза по 2 часа, а к полутора годам - один раз в день. Школьник спит только ночью 9-10 часов.

Нарушения сна проявляются в разных формах: либо ребенок долго не может уснуть, либо, заснув, просыпается от страшных снов, либо чрезмерно мало спит и рано встает.

Здоровый ребенок испытывает к вечеру естественное утомление и у него появляется готовность ко сну. Уложенный в постель, он быстро засыпает. Ребенок, находящийся в невротическом, состоянии, не может заснуть, ворочается, проявляет беспокойство, просит мать посидеть около него, почитать ему, спит мало и рано просыпается. Систематическое недосыпание детей истощает их нервную систему. Они встают вялыми, днем хотят спать, появляются головные боли, ночные страхи, рассеянность, раздражительность, снижается успеваемость в школе.

Большое значение в нарушении сна ребенка имеют прочитанные перед сном или просмотренные по телевизору возбуждающие нервную систему сцены, шумные игры. Яркий свет, громкий неприятный разговор, особенно ведущийся между близкими людьми, высокая или низкая температура в комнате, кожный зуд, боль также мешают засыпанию. Нервный ребенок спит неспокойно, просыпается, а засыпая, жалуется, что у него болят руки, ноги, спина, хочет пить, просит высадить его на горшок, требует игрушек, хочет, чтобы мать взяла его себе в кровать. Иногда среди ночи возникают страхи. Ребенок вскакивает, дрожит всем телом, глаза его широко раскрыты, на лице выражение ужаса. Лицо бледнеет или краснеет, покрывается капельг ками пота. Отдельные выкрикивания ("боюсь", "дядя там" и т. д.) свидетельствуют о том, что он кого-то боится. Наутро, как правило, он не помнит о случившемся. Такие приступы повторяются по нескольку раз в ночь. Беспокоя: щие сновидения связаны с возбуждающими впечатлениями дня. Если ребенок пережил тяжелую семейную сцену между родителями, если он был свидетелем потрясшего его события или если его запугивают (в воспитательных целях), например тем, что "его заберет дядя в мешок" или "придет волк из леса" и т. п., поведение ребенка ночью может непосредственно отразить травмирующее его переживание.

В более старшем возрасте сон может быть поверхностным, вследствие школьных впечатлений, являющихся, очагом возбуждения. Дети во сне продолжают отвечать уроки, держать экзамены и т. д. В отдельных случаях наблюдается снохождение. Дети встают с постели с закрытыми глазами или с отсутствующим взором, ходят по комнате, производят как будто целесообразные движения (перекладывают вещи в комнате, собирают постельные принадлежности и т. д.). Если дверь открыта, они могут выйти на улицу. Все эти действия чаще производятся молча, иногда же ребенок говорит что-нибудь, не относящееся к данной ситуации. Если ребенка не остановить и не уложить в постель, он в конце концов ляжет сам и уснет, а утром ничего не будет помнить о случившемся.

Правильный сон имеет большое значение для здоровья ребенка. Систематическое недосыпание истощает нервную систему, появляются головные боли, нарастает утомляемость. Повышенная утомляемость и непереносимость шума заставляют ребенка избегать детского общества, уединяться и тем самым лишать себя детских развлечений. Появляется неуверенность в себе, пассивность, угнетенность, легко возникают вспышки гнева, раздражение, обычно закапчивающееся слезами ("раздражительная слабость"). Следовательно, своевременное предупреждение расстройств сна является одним из существенных условий развития здорового ребенка.