Воспитание ребенка: теория Эриксона

Последователи Фрейда взяли из его теории все самое полезное и усовершенствовали ее своими представлениями. Наиболее выдающимся представителем неофрейдистов, занимавшихся вопросами развигия детей, был Эрик Эриксон (1902-1994).

Признавая базовую психосексуальную концепцию теории Фрейда, Эриксон (1950) дал более подробное описание развития на каждой стадии. В своей психосоциальной теории Эриксон подчеркивал, что эго не только выступает медиатором между импульсами ид и требованиями суперэго. На каждой стадии эго усваивает отношения и навыки, способствующие формированию активного, деятельного члена общества. Основной психосоциальный конфликт, который так или иначе разрешается на континууме от позитивного к негативному полюсам, определяет благоприятный или неблагоприятный исход развития индивида на каждой стадии. Первые 5 стадий Эриксона идут параллельно стадиям Фрейда, но для взрослого периода Эриксон добавляет 3 новые стадии. Он был одним из первых исследователей, считавших, что развитие ребенка происходит на протяжении всего жизненного пути.

И наконец, в отличие от Фрейда, Эриксон указал на то, что нормальное развитие ребенка нужно рассматривать в связи с особенностями каждой культуры. Например, у индейского племени юрок, проживающего на северо-западном побережье Соединенных Штатов, в первые 10 дней после рождения матери не кормят детей грудью, а вместо этого дают им жидкий суп из ракушек. В возрасте 6 месяцев ребенка резко отнимают от груди, и, если необходимо, мать покидает ребенка на несколько дней. С точки зрения нашей культуры подобная практика может показаться жестокой.

Но Эриксон объяснил, что юрок живут в условиях, когда лосось наводняет реку только раз в году, и это обстоятельство требует значительного самоограничения в целях выживания. Таким образом, Эриксон показал, что воспитание ребенка можно понять только с учетом тех особенностей, которые ценятся и востребованы в окружающем ребенка обществе.

Эрик Эриксон развил теорию Фрейда, подчеркнув психосоциальные результаты развития. На каждой психосоциальной стадии решается основной психосоциальный конфликт. Если результат позитивный, то человек формирует навыки и отношения, позволяющие ему внести конструктивный вклад в жизнь общества.

Особое преимущество психоаналитической точки зрения заключается в том, что она рассматривает уникальную жизненную историю индивида как достойную изучения и понимания. В соответствии с этой точкой зрения представители психоаналитического подхода используют в своей работе клинический метод, который синтезирует информацию из различных источников в детальную картину личности конкретного ребенка. Психоаналитическая теория стала основой многочисленных исследований по различным аспектам эмоционального и социального развития, включая привязанность маленького ребенка к ухаживающему за ним человеку, агрессию, отношения между сиблингами, стиль воспитания ребенка, нравственность, тендерные роли и подростковую идентичность.

Несмотря на сильные стороны, психоаналитическая точка зрения больше не определяет основное направление исследования развития ребенка. Можно сказать, что представители психоанализа потеряли связь с коллегами из других областей психологии, поскольку они были настолько сильно привержены клиническому подходу, что не принимали в расчет другие методы. Кроме того, многие психоаналитические представления, как, например, психосексуальные стадии и функционирование эго, настолько неопределенны, что их сложно и даже невозможно проверить эмпирически.