Обучение чтению младших школьников

1. Способ чтения.

Во время обучения младшие школьники овладевают двумя видами чтения - вслух и молча. Чтение вслух - это четкое, плавное, безошибочное, достаточно выразительное чтение целыми словами в соответствующем темпе. Чтение молча - чтение "глазами”, без внешних языковых движений, характеризуется активизацией процессов понимания, запоминания и усвоения прочитанного, а также рост темпа, сравнительно с чтением вслух.

В 1-2 классах основное внимание сосредоточено на интенсивном формировании качества чтения вслух. Параллельно с этим у учеников формируются умение слушать, воспринимать и понимать связную устную и письменную речи.

Из второго полугодия 2 класса применяется методика обучения читать молча:

2. Правильность чтения.

Введение специальных упражнений для развития четкого произношения, точности и скорости зрительного восприятия, внимание к слову и его частям.

Обучение правильному произношению слов (за нормами орфоэпии) и правильного их ударения во время чтения. Упражнения выполняются параллельно с работой над текстом до чтения, после чтения. Формирование умения пользоваться средствами интонационной выразительности: определять логические ударения, придерживаться пауз (пунктуационных, ритмических), регулировать силу голоса, темп чтения, тон, в зависимости от изображенных картин, расположения духа, жанровых особенностей произведения; выбирать интонацию и пантомимические средства выразительности во время произнесения слов и реплик персонажей произведения.

Формирование выразительности чтения с указанием на особенности чтения произведения данного жанра (песня читается мелодично, загадка – с тайной, пословица - поучительно, считалка - в соответствующем ритме, скороговорка - быстро, но с четким произношением звуков).

Умение разбираться в эмоциональном расположении духа произведения, его автора, героев.
Умение воображать описанные картины ("словесное рисование”).
Формирование навыков молчаливого чтения. Чередование видов чтения вслух и молча.
Ежедневное проведение тренировочных упражнений: индивидуально, коллективно, в группах - 5-6 минут.

Задача учителя - организовать процесс становления читателя, который творчески и полноценно постигает литературное достояние поколений. Оно решается с помощью системы из чтения, которое обеспечивает движение читателя за уровнями восприятия художественного произведения одновременно с уровнями формирования привычки чтения, умений работать с текстом.

Основная цель - ликвидировать трудности, связанные с техникой чтения, пониманием прочитанного, обеспечить слияние технической части (способа чтения, правильности, темпа, выразительности) со смысловой. Интенсивное развитие привычки чтения учеников поможет им своевременно овладеть самостоятельной деятельностью во время работы с текстом.