Развитие грудного ребенка от 11-12 месяцев

Одиннадцатый месяц... Чем старше становится ребенок, тем больше проявляется его индивидуальность, тем больше отличается он от сверстников. Один может опережать свой возраст, у него все получается быстро и хорошо, другой отстает. И мама с любопытством и страхом смотрит на соседского малыша: уже ходит самостоятельно, а ее - все никак не пойдет, хотя на целых четыре дня старше! И волнуется: все ли в порядке? Здоров ли ребенок?

Что же должен уметь малыш в этом возрасте? Он устойчиво стоит, придерживаясь одной рукой. Иногда, отпуская руку, остается без опоры. Свободно передвигается по манежу. Любит и умеет играть в различные игры. Прекрасно понимает речь, реагирует на нее, бурно выражает свои эмоции. Любит рассматривать картинки, книжки. И, кстати, пора начинать читать ему вспух.

Если ваш малыш не владеет всеми теми навыками, что уже освоили его сверстники, например, кто-то начинает говорить, а он еще нет, не огорчайтесь. Проанализируйте, насколько сильно ваш ребенок отстает от ровесников, подумайте, чем это может быть вызвано? Иногда физическое и умственное развитие малыша тормозится перенесенным заболеванием. В этом случае посоветуйтесь с врачом, нет ли каких-либо последствий заболевания, не нужно ли дополнительного обследования?

Вполне по силам родителям самим заниматься с ребенком, ускоряя и стимулируя его развитие. Если он хорошо стоит, попытайтесь учить его ходить. Самый простой способ: малыш стоит на коврике, держась за край дивана. Мама ласково подзывает его к себе, находясь от него на небольшом расстоянии. Ребенок без опоры делает один-два шага по направлению к маме и... падает. Тут уж вы стараетесь подхватить его, чтобы он не пугался своей неустойчивости. Превращаете его падение в игру, смеетесь, вызывая у него ответную улыбку. Только не вздумайте пугаться сами, не бойтесь, что малыш получит травму. Это ведь зависит от вас. Уберите все предметы, о которые он, не дай Бог, может удариться или пораниться, на пол постелите коврик. Сами по себе падения при попытках ходить не страшны. Надо только, чтобы они не вызывали и не закрепляли у ребенка отрицательных эмоций, чтобы он не боялся делать первые самостоятельные шаги.

Одновременно с этими уроками продолжайте занятия гимнастикой. Учтите, что особенно они необходимы детям, отстающим в физическом развитии.

Специальных занятий, игр требует и развитие речи. "Кто это?" - показываете вы на папу или бабушку и хвалите малыша, если он ответил. Держите в руках игрушку, дожидаясь, пока он скажет "дай". Слова в разговоре с ним произносите отчетливо, читайте короткие стихи.

Играет он сейчас много. Кубики, пирамидки, кукольные мисочки и тарелочки - все это ему нужно. Причем играет с вами, играет и самостоятельно. И очень хорошо, если играет с другими детьми - это также стимул для развития эмоций. Общение с детьми, которые приходят в дом или встречаются на прогулке, очень полезно, особенно для единственного ребенка в семье.

Не скупитесь на похвалу, когда малышу что-то удается. "Молодец" и "хорошо" - эти слова необходимы в воспитании так же, как и нежная улыбка. Но слово "нельзя" - я говорила уже - ребенок должен слышать, в разумных, конечно, пределах. И в ситуациях, когда действительно "нельзя", не доводите ребенка до истерики, а быстро переключайте его внимание на что-то другое.

Ритуал высаживания на горшок, требующий обычно огромного родительского терпения, продолжается. К одиннадцатому месяцу ребенок начинает пробовать "высказывать" свои желания соответствующими звуками. Но если даже пока "не складываются отношения" с горшком, не надо проявлять "насилие" и излишнюю строгость.

Еда. Непростой разговор в наше время. Чем старше становится ребенок, тем разнообразней должно быть меню, тем больше усилий требуется от мамы. На "общий" стол его переводить еще рано, но новые блюда и новые способы их приготовления необходимы.

Если в прошлом месяце вы не начали давать малышу рыбу, введите ее в меню сейчас. Напомню, рыба нежирная (в идеале это треска), первые порции "на кончике ложки". Постепенно, в течение двух недель доведите до 50 - 100 граммов в сутки, чередуя с мясом.

Нужны ребенку и овощи: тертая морковка, различные салатики с подсолнечным маслом из мелко нарезанных овощей. Зимой ассортимент овощей и фруктов в средней полосе невелик. И, чтобы витаминный баланс не нарушался, давайте ребенку отвары шиповника, красной рябины, кизила, сухофруктов. Не забывайте про яблоки! А поливитамины и аскорбиновую кислоту, если нужно, назначит врач.

Творог и блюда из творога - пудинг, запеканка - тоже должны быть в меню ребенка. Творог по-прежнему или "детский", или домашний Кашу иногда можно заменять молочным супом с лапшой.

Приучайте ребенка жевать, давая ему в руку кусочек хлеба, который он сам откусывает во время кормления.

Такие "деликатесы", как колбаса, сосиски, селедка, малышу еще рано пробовать. Иногда мамам хочется дать ребенку хоть маленький кусочек. Нельзя этого делать пока ни в коем случае. Излишнее количество жира,белка в этом возрасте ведет к перегрузке печени и желчевы-водящих путей, что в дальнейшем может проявиться заболеванием.

Кормите ребенка четыре-пять раз в день и старайтесь соблюдать режим дня. Это означает, что ребенок спит, гуляет, обедает в определенные часы. Днем он спит 2 раза. Ночью... Тут надо сказать, что дети просыпаются по утрам по-разному. Уже в этом возрасте проявляются конституциональные особенности ребенка. "Жаворонки" рано встают и рано ложатся спать. "Совы" засыпают поздно и утром любят поспать подольше. Приходится в пределах разумного приспосабливаться к малышу. Иногда завтрак сдвигается на более раннее или более позднее время. Но перерывы между кормлениями остаются прежними - около 5 часов.

Вот примерный режим дня ребенка 11 - 12 месяцев

  • Пробуждение: 6.30 - 7.30
  • Завтрак: 7-8
  • Первый дневной сон: 9-10- 10.30- 11,30
  • Обед: 12-13
  • Второй дневной сон: 13.30 - 14.30
  • Полдник: 16 - 16.30
  • Ужин: 19 - 19.30
  • Ночной сон: 20 - 20.30

Повторяю, режим не жесткая догма. Часы сна и кормления можно сдвигать в ту или другую сторону. Если ребенок ест пять раз в день, то соответственно меньше должны быть порции и перерывы между кормлениями.

Среди проблем, которые в это время беспокоят родителей, одно из первых мест занимает сыпь. У малыша сыпь на коже, и сразу возникает вопрос: почему она появилась? Чаще всего сыпь бывает аллергического происхождения. Она возникает как реакция на какие-то продукты питания или медикаменты. Что делать, если у ребенка экссудативный диатез и появилась сыпь, можно прочитать в разделе Детские болезни.