Обучение грудного ребенка плаванию

Опыт показал, что некоторые родители горячо берутся за обучение малыша плаванию, поначалу занимаются с ним аккуратно и усердно, но по мере того, как занятия теряют для них прелесть новизны, охладевают кэтому действительно хлопотливому и требующему терпения делу. К тому же после полугода у ребенка появляется много новых двигательных навыков и умений. Он учится ползать, сидит, стоит, приседает и прыгает на месте, а ближе к году начинает и ходить. Родители с интересом следят за его успехами "на суше" и начинают пропускать занятия в ванне. А это снижает закаливающий эффект, мешает закреплению приобретенных навыков.

Между тем восьмимесячный ребенок уже и более вынослив и более понятлив. Вот почему мы рекомендуем родителям не ослаблять, а, наоборот, усиливать внимание к занятиям в. ванне.

Проводете уроки плавания с ребенком не реже 5 раз в неделю. Ребенок может оставаться в воде до 50, а к году - до 60 минут, температуру воды разрешается постепенно снизить к этому времени до 30 градусов. В каждое занятие включаются плавание в положении на груди (если ребенок все еще не умеет в таком положениисамостоятельно держаться на поверхности воды, то с надутым наполовину "поясом Нептуна"); самостоятельное плавание на спине; погружения под воду с самостоятельным выныриванием, если ребенок это хорошо переносит; разнообразные игры. В основе любого способа плавания лежит умение выдыхать в воду воздух после глубокого вдоха. Так что надо стараться, чтобы ребенок овладел этим искусством. Помогут вам подражательные способности малыша.

Проведите, например, такое упражнение. Ребенок лежит на груди в горизонтальном положении, поддерживаемый "поясом Нептуна". Наклонитесь к его лицу, ласково приговаривая: "Смотри, как мама (папа) делает - дуй на водичку, вот так!" При этом учитель набирает полную грудь воздуха и медленно выдыхает его на самую поверхность воды. Ребенок видит, как на воде образуются круги, ему это нравится, и он старается их воспроизвести.

На другом занятии дуйте на легкий кораблик, чтобы он начал скользить по воде. Это должно заинтересовать ребенка, он попробует подражать вам, станет дуть на кораблик. Конечно, попытки его еще малоэффективны, но постарайтесь, показывая и уговаривая, заставить его сделать вдох глубже.

Через 2-3 занятия продемонстрируйте выдохи в воду, погружая в нее рот и нос; на поверхности воды образуются пузырьки, это тоже привлекает любопытного малыша, и ему захочетея сделать то же самое.

Повторяя с ребенком уже известные движения, старайтесь, чтобы они становились более симметричными, плавными, мягкими. Наша задача ограничена - добиться, чтобы он самостоятельно держался на воде. И все же неплохо, если вы будете это делать технически правильно.

Если это не получается и ваша настойчивость вызывает протест ученика - оставьте свои попытки, пусть плавает, как хочет и умеет! Мы уже говорили, что занятия должны доставлять радость ребенку. Шире используйте его готовность подражать, придумывайте различные игры.

Допустим, малыш лежит на спине и не хочет двигать ногами. Положите рядом с ним куклу, подвигайте ее ногами и побуждайте его поплыть рядом с куклой или установите перед лицом ребенка П-образную рейку с подвешенными к ней игрушками так, чтобы он легко мог их достать. Как только малыш начнет играть ими, потихоньку отодвигайте рейку, побуждая его потянуться за игрушками. А этого он не сможет сделать, не работая ногами.

Если вы хотите проверить, насколько успешно занимались с малышом, предлагаем несколько проверочных заданий. Умеет ли ваш ребенок самостоятельно продержаться на воде в положении на спине 10 минут? Если да, то хорошо. А если он при этом еще и сам активно работает ногами, то очень хорошо! Умение самостоятельно плавать на груди в течение пяти минут - тоже показатель успеха.

И, конечно, интересно, как освоены погружения. Максимум, чего можно ожидать от ребенка,-это три самостоятельных (по команде учителя) погружения в течение трех минут. Отлично, если к тому же он сумеет найти на дне .ванны и достать одну-две игрушки.

Итак, школа окончена, но плавать продолжайте! Привив ребенку в грудном возрасте любовь и привычку к плаванию, поддерживайте ее и дальше. Занятия плаванием способствуют укреплению здоровья, гармоническому физическому развитию, доставляют много удовольствия. А может когда-нибудь сложиться и такая ситуация, когда они спасут жизнь.

В открытых водоемах детям до года плавать нельзя. Но если вашему малышу уже исполнилось 12 месяцев, он имеет длительный опыт плавания а домашней ванне, хорошо закален - можно попробовать. Однако при условии, что день солнечный, безветренный; температура воды - не ниже 26 градусов; водоем неглубокий: вода в нем чистая и учитель все время находится рядом.

В первый раз плавать можно 5--6 минут, потом каждый день добавляйте две-три минуты, на десяти нужно остановиться. Чаще всего родители задают вопрос: как быть, если в первые недели и месяцы жизни не уда лось организовать обучение плаванию. Не поздно ли начинать в три-четыре-пять месяцев?

Ответ может быть один: лучше поздно, чем никогда!

Нас спрашивали далее, какие применять методы, если ребенок устает и не может освоить всю рекомендованную программу.
Подстегивать "отстающего" ни в коем случае нельзя. Ограничьтесь программой-минимум: занятия проводите только 2-3 раза в неделю; длительность массажа, гимнастики сократите вдвое; не применяйте поддержки "лицом к лицу" и "ковшом", как более трудные для ребенка; вырабатывайте у него преимущественно навыки активного движения ногами, уделяя меньше времени движениям рук, погружениям под воду и нырянию; исключите игры с погружением под воду, итоговые тесты и, конечно, плавание в одежде.

Не страшно ли, что во время плавания в уши ребенка попадает вода?

Если у ребенка никогда не было ушных заболеваний и барабанная перепонка не повреждена, проникновение воды в ухо не вызовет никаких осложнений. Так что закрывать малышу уши, закладывать в них тампончики не надо!

Сомнения родителей могут быть связаны с тем, что у детей более старшего возраста, которые начинают посещать плавательные бассейны, в первые месяцы действительно иногда возникают отиты. Как правило, это бывает при плохом состоянии носоглотки - хроническом тонзиллите, аденоидите, гайморите. Незначительное переохлаждение, особенно у незакаленного ребенка, активизирует микробную флору хронических воспалительных очагов, и в результате возникает воспаление уха - отит.

Поэтому, прежде чем начинать занятия в бассейне, надо показать ребенка отоларингологу. Выявив заболевание, он назначит и лечение, а по выздоровлении разрешит посещать бассейн.

Грудным детям разрешение на занятия плаванием дает участковый педиатр. Как обычно, хронических заболеваний носоглотки в этом возрастемте не бывает. И можно надеяться, не будет, так как плавание само по себе дает очень хороший закаливающий эффект. А здесь можно приобрести питание для взрослых спортсменов.