Если в семье двое детей

Пока ваш малыш рос в семье один, он был избалован вниманием родителей. Но вот ему исполнилось три года, и у него появился братик или сестричка. Несомненно, мама и папа очень заняты и со старшим ребенком они теперь занимаются намного меньше. И ребенок может просто "остановиться" на том развитии, что он уже имеет, особенно сильно это может выражаться, если он не посещает детский сад, где постоянное общение и игра со сверстниками и занятия в группе развивают его в соответствии с возрастом.

Младший ребенок подрастает, ему уже два года, а старшему - пять. И здесь мы часто видим с однотипную ошибку родителей. Их игра с детьми направлена на младшего - соответствует его возрасту. Младший и старший вместе играют в мячик, собирают пирамидку... Старшему ребенку мама читает книжки, учит читать и считать. Папа учит его общаться с инструментами, озабочен физическим развитием мальчика. Ребёнок вроде бы и не обделен вниманием родителей, он скоро сам научится читать и считать, а игра его так и осталась на уровне 3х-летнего ребенка.

Но, так как игровые интересы пятилетнего ребенка пока ещё сильнее интереса к другим занятиям, он играет с игрушками как маленький. Несомненно, когда мама играет с младшим ребенком, старший ребёнок тоже подключается к их игре (ему тоже хочется поиграть, особенно со взрослым). А так как мама старается, чтобы её действия были понятны малышу, её игра слишком проста для развития старшего ребенка. Собирание пирамидки в 5-ти летнем возрасте уже не интересно старшему ребенку. В результате играют оба (и двухлетний, и пятилетний) почти одинаково. Понятно, что такая ситуация отрицательно сказывается на развитии пятилетнего ребенка.

Как же уйти от такой ситуации?

- Надо подумать о возможностях организации общения старшего ребёнка со сверстниками (приглашать для игры соседских детей или родственников того же возраста). Нельзя допускать, чтобы страший ребенок замыкался только на игре с младшим.

- Родители должны строить игру так, чтобы обогащать старшего ребёнка новыми игровыми умениями, соответствующими его возрасту, его возможностям. Они должны индивидуально играть со старшим ребенком.

- Мама может организовать и совместную игру детей, например, играя в школу, представляя, что письменный стол - это качественная ученическая мебель, а дети - ученики. Мама участвует в игре, как равный партнер со старшим ребёнком, ориентируясь больше на возможности старшего, чем на возможности малыша. В такой игре полноценно развиваются оба ребенка. После игры важно поощрить старшего ("как мы интересно с тобой играли"). Если мама хвалит только малыша, старший ребенок может возвращаться к более примитивным способам игры, такими же как у младшего, так как старшему тоже хочется одобрения мамы.

- Если возрастной разрыв между детьми очень велик - общую игру не организовать. Но, например, если ребёнку около двух лет, а старшему ребенку - уже скоро восемь лет, то необходимо иногда специально привлечь старшего к игре с малышом. Можно попросить старшего ребёнка помочь маме поиграть с младшим ребенком, пока мама занята. Но не стоит злоупотреблять такой помощью, превращая старшего ребенка в няньку. Если старшего ребенка превращают в няньку - то младший начинает вести себя как маленький тиран, не оставляя старшего ребенка в покое, постоянно требуя его внимания. У старшего ребенка должно быть детство.